МБОУ "СОШ села Казачка Калининского района Саратовской области"
село Казачка Калининского района Саратовской области
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.

    Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.  
    Функциональная грамотность обучающегося – это способность использовать знания, умения, способы и методы в действии при решении широкого круга жизненных ситуаций и обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих  на те, где эти знания, умения, способы приобретались.
    В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая  грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

    Виды функциональной грамотности

    1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.  

    2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

    3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

    4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

    5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

    6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

    Документы федерального уровня

    Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года

    Приказ Рособрнадзора N 590, Минпросвещения России N 219 от 06.05.2019 "Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся"

    Письмо Министерства Просвещения РФ от 26.01.2021 О банке заданий по ФГ

    Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования № 03-1510 от 14.09.2021 Об организации работы по повышению функциональной грамотности

    Письмо Министерства Просвещения РФ от 15.09.2021 № АЗ-581/03  Об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации

    Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования № 03-1526 от 17.09.2021  О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 26 декабря 2017 года №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями) 

    ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ И МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ от 18 декабря 2019 года №1684/694/1377 №Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях» (с изменениями и дополнениями) 

    Документы регионального уровня

    Приказ Министерства образования Саратовской области от 21 сентября 2021 года №1611 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2021/2022 учебный год»

    Приказ Министерства образования Саратовской области от 16 июля 2021 года №1195 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования»

    Приказ МО СО отт 19.09.2023 № 1641  Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области на 2023/224 уч. год

    Об организации работы по повышению функциональной грамотности 1819 от 03.10.2023г

    Документы муниципального уровня

    557-ос от 29.12.2023 г. - муниципальный план по функциональной грамотности.

    Документы школьного уровня

    Приказ №382 от 29.12.2023 План по функциональной грамотности

    Полезные ссылки

    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

    Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности/ФГБНУ Институт стратегии разития образования Российской академии образования

    Открытый банк зананий  для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы)/ ФИПИ

    Онлайн-урок финансовой грамотности

    Информация для родителей обучающихся Региональное родительское он-лайн собрание «Функциональная грамотность в вопросах и ответах»

    Оценка читательской грамотности учеников 2-3 классов на Учи.ру

    Оценка функциональной грамотности критического мышления учеников 4-5 классов на Учи.ру

    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы

    Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9) классы по направлениям:

    Читательская грамотность

    Математическая грамотность

    Естественнонаучная грамотность

    Глобальные компетенции

    Финансовая грамотность

    Креативное мышление

    Родителям и ученикам о функциональной грамотности:

    Что значит быть грамотным - методические рекомендации для детей и родителей (PDF, 6.27 Мб.)

    Что такое функциональная грамотность, и как её развивать: 35 советов родителям (PDF, 0.21 Мб.)

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie