Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.
Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.
Функциональная грамотность обучающегося – это способность использовать знания, умения, способы и методы в действии при решении широкого круга жизненных ситуаций и обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
Виды функциональной грамотности
1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Документы федерального уровня
Письмо Министерства Просвещения РФ от 26.01.2021 О банке заданий по ФГ
Документы регионального уровня
Приказ Министерства образования Саратовской области от 21 сентября 2021 года №1611 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2021/2022 учебный год»
Приказ Министерства образования Саратовской области от 16 июля 2021 года №1195 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования»
Приказ МО СО отт 19.09.2023 № 1641 Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области на 2023/224 уч. год
Об организации работы по повышению функциональной грамотности 1819 от 03.10.2023г
Документы муниципального уровня
557-ос от 29.12.2023 г. - муниципальный план по функциональной грамотности.
Документы школьного уровня
Приказ №382 от 29.12.2023 План по функциональной грамотности
Полезные ссылки
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности/ФГБНУ Институт стратегии разития образования Российской академии образования
Открытый банк зананий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы)/ ФИПИ
Онлайн-урок финансовой грамотности
Оценка читательской грамотности учеников 2-3 классов на Учи.ру
Оценка функциональной грамотности критического мышления учеников 4-5 классов на Учи.ру
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9) классы по направлениям:
Естественнонаучная грамотность
Родителям и ученикам о функциональной грамотности:
Что значит быть грамотным - методические рекомендации для детей и родителей (PDF, 6.27 Мб.)
Что такое функциональная грамотность, и как её развивать: 35 советов родителям (PDF, 0.21 Мб.)